Кто может дать четкое определение – кто диаконисса и что выражается в их служении? И я также хотел бы знать,

Кто может дать четкое определение – кто такие дьякониссы и в чем выражается их служение? А также хотелось бы знать

  1. Дьякониссы были до 1917 года, просто помощницы священникам, это служение сейчас приносят дьяконы в храме , (дьяконы не имеют священнеческого чина) , монахии в монастырях, которые имеют монашеский чин все равно не дьякониссы . т. к. они отменены и в ближайшее время этот вопрос не будет рассмартиваться. Постриг и меют монахини, которые живут и работают в монастырях.
  2. Ну вот.. . все уже и ответили.. . Тогда, я только добавлю, что в некоторых Храмах функции диаконисс выполняются и по сей день, как правило пожилыми вдовицами. Но только в том случае, если в этом Храме не хватает помощников мужчин.
    Чина у этих женщин нет. А функции есть. Как правило, эти женщины служат по благословению настоятеля Храма. И без благословения ничего сами не делают. (Не путать со свечницами и трудницами).
  3. Это был такой институт в др. Церкви. Диакониссы представляли собой служительниц при епископе. Кажется он был упразднен веке в 6-ом. Известна, например, знаменитая диаконисса Олимпиада, которой посвятил свою книгу “Изъяснения на Песнь песней” св. Григорий Нисский, и переписку с которой вел Златоуст. Что входило в их обязанности и каково было их служение точно сказать трудно. Известно, например, что они помогали епископу при крещении женщин, тем, что помазывали ее тело миром (женщина же была обнаженной и епископу, как-то не прилично было самому ее помазывать, поэтому этим занимались диакониссы) . Также они служили мученникам в заключении, носили им еду и Святые Дары и т. д. Но диакониссы не одно и то же с диаконами и не имели степень священства, они лишь служили и помогали епископу и пресвитерам.
  4. Диаконисса в переводе с греческого служительница. В этом смысле и называет так Фиву ап. Павел. Никакой особой организации диаконисс того времени неизвестно, хотя возможно, что Фива имела в Кехрейской церкви служение, подобное тому, на которое были избраны первые диаконы (заботиться о пропитании и др. потребностях нуждающихся членов Церкви Деян. 6). Об особом сане диаконисс известно с 4 века. Диакониссой могла стать дева или вдова, лишь раз бывшая замужем, старше 40 лет. Был особый церковный чин поставления диакониссы возложение рук епископа и чтение специальной молитвы (как и сейчас при рукоположении церковнослужителей) . В храме диакониссы стояли у входа, следили за женщинами и указывали им места, во время Крещения помазывали елеем женщин (тогда помазывалось все тело) ради благопристойности и поэтому же воспринимали их от купели. Они были особым связующим звеном между священством и женщинами членами общин, кроме этого посещали больных и бедных (нося им еду) и христиан, заключенных в тюрьмы.

  5. Чин диаконисс (дьякониц) известен в христианской Церкви с апостольских времен. Они участвовали в подготовке женщин к крещению, помогали священнику при совершении этого обряда, посещали больных и неимущих христианок. В некоторых общинах на диаконисс возлагалась обязанность следить за поведением женщин и девушек во время богослужения.
    Однако в Русской православной Церкви чин диаконисс до начала ХХ столетия не был признан? несмотря на то, что соучастие женщин в самых различных сферах церковной жизни на протяжении всей послепетровской эпохи становилось вс более активным и разнообразным. Правда, еще в ХIX столетии были случаи положения в этот чин, но всеобщей такая практика не стала. Вновь был поднят вопрос о создании чина диаконисс в начале XX в. игуменьей Леснинской общины Екатериной. Эта община была создана в Седлецкой губернии, в Западной России (ныне Польша) , в 1884 г. архиепископом Леонтием в целях укрепления православия в униатском крае. В 1889 г. община была преобразована в общежительный монастырь, в котором в 1914 г. было уже 20 монахинь и 300 послушниц. Монастырь содержал амбулаторию, выдавал лекарства, организовал приют для престарелых женщин, больницу. На собственные средства монастырь давал образование монахиням и послушницам, которые работали в больнице.
    При монастыре были созданы ремесленные мастерские, огород, пасека, ферма. Игуменья Екатерина неоднократно ставила вопрос о восстановлении чина диаконисс. Она обратилась в Предсоборное присутствие с докладной запиской ходатайством о восстановлении служения и звания диаконисс. Вопрос рассматривался в Предсоборном присутствии на заседаниях IV Отдела 20 и 21 марта 1906 г. Отделом было принято постановление:
    ?Желательно восстановление института диаконисс, в особенности в тех приходах, где существуют женские благотворительные кружки. Из числа этих преданных Церкви женщин достойнейшие девственницы или вдовы, достигшие 40-летнего возраста, могли бы быть посвящены в диакониссы по чину, который существовал в древности. Круг их деятельности: забота о чистоте храма, особенно же научение взрослых грамоте и молитвам и участие во всех делах благотворения в приходе. Когда дело дошло до утверждения чина диаконисс Синодом, у новой (хоть и известной с апостольских времен) идеи нашлись сильные противники. На этот раз ходатайницей выступила великая княгиня Елизавета Федоровна, учредившая Марфо-Мариинскую общину в Москве. Обитель эта начала свою деятельность 10 февраля 1909 г. Елизавета Федоровна видела различие деятельности монашеской, которая направлена на внутреннее преображение человека, и служения диаконисс, целью которого является деятельная любовь к ближним, труд милосердия для бедного, падшего человека. В созданную великой княгиней обитель женщины могли поступить на определенный срок, после которого они решали, остаться им в обители или выйти из нее. Елизавета Федоровна стремилась добиться установления чина диаконисс для сестер обители, потому что она отдавала себе отчет в том, что статус обители держится только на ее личном авторитете, и хотела закрепить в церковном сознании правомочность существования обители. Елизавету Федоровну поддерживал митрополит Моск
    овский Владимир (Богоявленский) . 9 ноября 1911 г. в Синоде рассматривалось ходатайство митрополита о присвоении сестрам Марфо-Мариинской обители именования диаконисс. Синод постановил: Старшим сестрам Марфо-Мариинской обители, уже посвященным по особому церковному чину и давшим обет диаконисского служения на всю жизнь, усвоить искомое звание; в параграф 24 устава обители внести дополнение о принятии сестер в число диаконисс только по благословению московского митрополита. Под документом подписались 7 архиереев. Митрополит Антоний остался при особом мнении: Пока не восстановлен чин диаконисс в древнем его значении, сестрам Марфо-Мариинской обители не может быть усвоено именование диаконисс, в чине коих они не состоят. Дело было передано на рассмотрение императору Николаю II, и он вынес свою резолюцию…
  6. Диаконисса – женщина-диакон в Древней Церкви. Институт диаконис возник во времена апостолов, т. к. исполнение обязанностей диакона одними мужчинами во многих случаях было сопряжено с неудобствами.

    Диакониссы исполняли следующие обязанности:

    приготовляли женщин к принятию Крещения, объясняли им значение отдельных священнодействий чинопоследования, вопросов и ответов, задаваемых по время его совершения, обучали поведению после совершения таинства;
    помогали священнослужителям во время самого Крещения;
    исполняли поручения епископов, посещая больных и бедных женщин;
    стоя у дверей храма, размещали входящих женщин по порядку и следили за их поведением по время богослужения.
    В Апостольских постановлениях (IV в. ) сохранились остатки очень древнего чина посвящения диаконисс. Таким образом, в первые века христианства диакониссы причислялись к клиру и посвящались через особое рукоположение. Об этом сохранилось 19-е правило 1 Вселенского Собора. Матвей Властарь (XIV в. ) свидетельствует, что во время посвящения диаконисс епископ, сняв омофор, возлагал на шею диаконисы диаконский орарь, который она носила обоими концами вперед. Причащались диаконисы после диаконов, приняв чашу из рук епископа, они сами ставили ее на престол.

    Чин диаконис часто упоминается в церковно-юридических документах (IV Вселенский Собор, пр. 15; VI Вселенский Собор, пр. 14, 40 и 48; Василий Великий, пр. 24; VI новелла Юстиниана и другие) . В Средние века чин диаконисс в Восточной Церкви перестал существовать, вытесненный монашествующими женщинами.

    В Русской Православной Церкви чина диаконис, по-видимому, не существовало. Однако в начале XX века была сделана попытка ввести служение диаконисс. В Москве готова была открыть свою деятельность первая община диаконисс. Но резкий протест консервативно настроенной части иерархии остановил начинание.

    В наше время роль женщины в жизни Русской Православной Церкви значительно возросла, так как более 80% верующих составляют женщины. В связи с этим вопрос о восстановлении чина диаконисс стал весьма актуальным. На практике в большинстве приходов женщины (как правило, пожилого возраста) выполняют обязанности чтеца, певца и свещеносца и в соответствии с каноническим правом должны быть посвящены в эти церковные должности с ношением стихаря. Однако в Русской Церкви хиротесия над женщинами никогда не совершалась.


You may also like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *